Отцу советского вертолетостроения — 110 лет
110 лет назад родился легендарный советский авиаконструктор Михаил Миль. Он подарил миру самые безопасные, грузоподъемные и скоростные винтокрылые машины марки «Ми». По сей день их строят в цехах Московского вертолетного завода, который в День рождения конструктора на время стал концертным залом.
Чтобы сказать «спасибо» отцу советского авиастроения, в зале Московского вертолетного завода собралось несколько поколений конструкторов: от начинающих специалистов до ветеранов вертолетостроения. Гости праздника — обладатели бесценного наследства, которое завещал Михаил Миль.
Сергей Романенко, исполнительный директор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля:
«Он разработал не только принципы, по которым создавались вертолеты, не единичные экземпляры, а целые ряды вертолетов всех классов. Создал философию вертолетостроения, которая одухотворила деятельность МВЗ на много лет вперед».
О творениях советского авиаконструктора без приставки «самые» не говорят. Вертолеты Миля — самые безопасные, грузоподъемные, скоростные и универсальные в мире. Наброски, которые ложились в основу чертежей, Михаил Леонтьевич часами создавал за своим рабочим столом. Сегодня это ценный экспонат музея Московского вертолетного завода.
Надежда Миль, дочь Михаила Миля:
«Вот это подлинная лампа, это вот тот самый численник, который за столом его и рисунки».
Дочь конструктора Надежда Миль объединила и сохранила воспоминания об отце в экспонатах музея. Его стены украшают натюрморты – Михаил Миль хорошо рисовал. Не менее талантливо играл на фортепиано. Очень любил «Лунную сонату» Бетховена.
Надежда Миль, дочь Михаила Миля:
«А пианино – это трофейный экземпляр, который был подарен, как лучшему сотруднику ЦАГИ. Ему вручили талон на это трофейное пианино, немецкое пианино».
Чаще клавиш инструмента, Михаил Миль, все же, прикасался к чертежам. Создать вертолет, нужный людям, – мечта конструктора, которую он воплотил в своих винтокрылых машинах. Ми-8 получил мировой статус самого безопасного и распространенного вертолета. В-12 поставил абсолютный рекорд грузоподъемности. Он принял на борт более 40 тонн.
Надежда Миль, дочь Михаила Миля:
«Он воплотил свои мечты. Он оставил коллектив, он оставил научную школу. И после его ухода из жизни, они продолжали упорно и успешно работать».
После смерти Михаила Миля, в воздух поднялись Ми-26, Ми-28, Ми-34 и Ми-38. Машины, сконструированные учениками и последователями конструктора, рекорды которого пока не удалось побить никому в мире.
Дарья Борисова, Валерий Абсалямов, www.lrt.tv